Почему комьюнити-менеджмент появился совсем недавно?

Менеджмент Прочее Немов Сергей 17.03.2023

Почему комьюнити-менеджмент как отдельная дисциплина появился не так давно - в XXI веке? Какие факторы этому способствовали?

Объединения людей существовали всегда: племена, гильдии, дворянские собрания, английский клубы, клубы офицеров и т.д. Но сейчас сообщества/комьюнити считаются передовыми востребованными инструментами.

Перечислим основные факторы, по которым комьюнити-менеджмент стал и остается восходящим трендом:

1. Новые технологии. Появление интернета, массовое распространение смартфонов, социальных сетей и мессенджеров. Так появились онлайн-сообщества и большинство офлайн-сообществ стало гибридными (онлайн/офлайн). Сколько групповых чатов в вашем смартфоне? Каждый такой чат, вероятнее всего, это онлайн-сообщество или гибридное сообщество.

2. Изменения в экономике и формах занятости. Временная, удаленная, проектная занятость, совмещение обязанностей сразу в нескольких проектах - применяются всё активнее. Большинству людей за свою жизнь несколько раз придется поменять профессию, часто с переездом в другой город. Нужно постоянно учиться, повышать квалификацию, в том числе удаленно. Везде нужно успевать, обмениваться информацией/опытом, расширять и поддерживать связи. Сообщества – действенный инструмент для решения этих задач.

Отдельно следует отметить распространение волонтерских проектов и активное участие волонтеров в развитии сообществ.

3. Психология. Стрессы. Гонка за счастьем. Мы живем в эпоху турбулентности. Высокие скорости изменений, предельные уровень неопределенности и психологические нагрузки. Возросло значение гибких навыков. При этом многие решили для себя проблему физического выживания: еда, одежда, кров, безопасность. И переходят на новый уровень: задумываются об экологии, хотят жить еще комфортнее, потреблять больше нематериальных благ, становиться счастливее - даже ценой уменьшения прибыли.

Всем нужны любовь/энергия/забота. Друзья и сообщества это семья, которую каждый выбирает для себя. Комьюнити, в которых есть доверие и взаимная поддержка, не только удовлетворяют потребность в общении, но и обычно являются самыми эффективными для бизнеса/карьеры.

Если Вам понадобится помощь в создании и развитии сообщества - сообщите. Буду рад сотрудничеству!


Справочные данные 

Комьюнити-менеджер — специалист в области коммьюнити-менеджмента: создания, поддержки и развития сообществ/структур с сетевой иерархией, как онлайновых, так и офлайновых. От классического менеджмента коммьюнити-менеджмент отделяет также добровольный принцип участия в них и отсутствие материального, в первую очередь денежного, компонента стимулирования участников. В качестве примеров таких сообществ можно выделить структуры разного уровня: сообщество Википедистов, волонтерские организации, саморегулируемые организации, игровые гильдии и кланы и т. д.

Коммьюнити-менеджеры отвечают за создание, развитие, управление и общение с участниками сообщества, а также занимаются созданием и поддержкой UGC-систем. Работа коммьюнити-менеджера лежит на стыке педагогики, PR, HR, социальной психологии и других гуманитарных (но не ограничиваясь ими) дисциплин. Американская ассоциация комьюнити-менеджмента выделяет 6 основных навыков коммьюнити-менеджера:

Эмпатия и умение понимать мотивацию отдельных людей и внутри групп

Коммуникационные навыки

Управление проектами

Сильные организаторские способности

Навыки анализа данных

Переговорные навыки, в том числе умение управлять конфликтами внутри сообщества.

Кроме того, в систему навыков коммьюнити-менеджера часто включают разработку UGC-механик, геймификацию и другие практики из смежных профессий: игропрактиков, социальных психологов, модераторов и фасилитаторов.

К коммьюнити-менеджменту в ряде случае относят и специализацию технологического евангелиста, подразумевая тождественность принципов распространения информации внутри сообществ. Ключевым отличием евангелиста от коммьюнити-менеджера является то, что первый сфокусирован на распространении информации внутри сообщества, а менеджер — на сборе обратной связи и работе с участниками сообщества.

Понятие «коммьюнити-менеджер» устоялось в 2007 году, после публикации Джереми Овиангом «Четырёх принципов коммьюнити-менеджера».

Источник: Википедия


Вам также может быть интересно:

Развитие внешнего комьюнити. Инструкция для компаний B2B и B2C

Типы сообществ

Внешнее сообщество. Показатели роста, метрики

Комьюнити-менеджер. Требования. Задачи

Группа в социальных сетях это комьюнити? Сходства и отличия


Мы используем cookie, чтобы предоставить вам наилучшие возможности на нашем сайте. Нажав OK, вы соглашаетесь с нашей политикой использования файлов cookie. OK