Что такое сообщество? Какие бывают сообщества? По каким признакам их можно классифицировать? От типа сообщества зависит, как развивать конкретное объединение, какие методы применять (в том числе методы администрирования, методы маркетинга - определение целевой аудитории и сбор обратной связи, разные цифровые инструменты).

Сообщество/комьюнити - это группа людей более 3х человек, объединенных общими интересами (объединившихся вокруг идеи, продукта или бренда), регулярно взаимодействующих онлайн и/или офлайн. Некоторые эксперты также в качестве признака сообщества указывают, что их члены не получают вознаграждение за участие в сообществе - на это можно возразить, что часто материальная заинтересованность у участников сообщества все-таки имеется, пусть и не в форме прямых денежных выплат.

Типы сообществ

  1. Количество участников. Микро сообщества (до 10 человек), малые сообщества (до 100 человек), средние сообщества (до 500 человек), крупные сообщества (более 500 человек).
  2. Территория. Локальные (в рамках одного населенного пункта), региональные (в рамках одного субъекта РФ), федеральные (если сообщество развивается в масштабах России), международные (если много участников из других стран).
  3. Внутренние и внешние. Внутренним сообществом является объединение сотрудников одной компании/организации (обычно главное это повышение эффективности и экономия ресурсов). Как правило находится в сфере ответственности HR. Если это условие не выполняется – сообщество является внешним (обычно главное это повышение уровня продаж). Чаще находится в сфере ответственности отдела продаж, продвижения и маркетинга.
  4. Коммерческие и некоммерческие. Деление по целям деятельности. Для участников/организаторов коммерческих сообществ главной является материальная выгода или экономия ресурсов. Участники/организаторы некоммерческих сообществ на первое место ставят развлечения, социально-полезные цели, благотворительность.
  5. Общие интересы и ценности. Сообщества можно разделить на группы в зависимости от главного, что объединяет его участников: идея, продукт или бренд. Например, клиентские сообщества, сообщества вокруг хобби и увлечений, сообщества вокруг определенного образа жизни, корпоративные сообщества.
  6. Закрытые и открытые. Как происходит отбор участников сообщества, каким требованиям должен соответствовать участник (возраст, пол, уровень дохода, профессия, политические взгляды и т.д.). Если присоединиться может любой желающий – объединение считается открытым.
  7. Онлайн и офлайн. Где чаще происходят мероприятия сообщества и взаимодействие участников: в Интернете или в реальной жизни.
  8. Сфера деятельности/индустрия. Профессиональные (объединения медиков, юристов, металлургов, аграриев и т.д.) и межпрофессиональные объединения.
  9. Управление. Как сообщество принимает решения. Кто их принимает. И как организовано сообщество. По данному признаку можно выделить более и менее демократичные, более и менее структурированные объединения. Решения могут приниматься всеми участниками через голосование  (анкеты, опросы) или лидером сообщества, с учетом мнения участников.

Мое мнение

Классификация сообществ, приведенная выше, во многом условна: границы между разными типами сообществ могут быть нечеткими, одно объединение может сочетать признаки сразу нескольких типов (гибрид). Кроме того, нужно учитывать, что каждое сообщество растет, проходит разные этапы развития (рождение, молодость, зрелость, угасание).

Создавайте партнерства и сообщества. Если не можете создать - поймите, в чем Ваша ценность для систем, организованных другими людьми.

Трансформация экономики и рынка труда продолжаются, тенденции будут усиливаться. Те, кто быстрее адаптируются к новым правилам, станут успешнее. Действуйте эффективно! Используйте максимум возможностей!

Наши публикации и методы обучения учитывают актуальные направления развития. Прокачивайте свои навыки в нашем Учебном центре «Деловое счастье» | dsprof.ru! Присоединяйтесь к сообществу экспертов Business Lead | 2lead.ru!


Мы используем cookie, чтобы предоставить вам наилучшие возможности на нашем сайте. Нажав OK, вы соглашаетесь с нашей политикой использования файлов cookie. OK