Как создать и развивать сообщество? Какие инструменты использовать? Как установить измеримые цели и провести оценку результатов работы?
Задачи нетривиальные. В числе прочего необходимо определить условия взаимодействия, создать комфортную доверительную атмосферу, привлечь первых активных участников и вдохнуть жизнь в объединение. В случае успеха сообщество станет самоподдерживающимся: при минимальных усилиях будет прирастать новыми участниками и приносить пользу вашему бизнесу.
Настоящая заметка является продолжением текста о том, зачем создавать сообщества, и о роли лидера сообщества («Комьюнити-менеджер. Требования. Задачи»).
Возможный алгоритм действий
1. Определить цели, для решения которых вы создаете/развиваете сообщество. Преимущества, которых хотите добиться. Целевую аудиторию – потенциальных участников сообщества, получаемые ими выгоды и условия взаимодействия.
2. Выбрать лидера сообщества (комьюнити-менеджер). Очень важная задача, потому что от комьюнити-менеджера и его личного бренда зависит многое.
3. Утвердить разработанные комьюнити-менеджером стратегию и тактику действий, структуру сообществ(а), с необходимыми ресурсами и бюджетом, каналы взаимодействия. Сроки реализации. Измеримые промежуточные цели, порядок оценки эффективности действий комьюнити-менеджера и других привлеченных специалистов (KPI по росту сообщества).
Наиболее очевидными и легкоизмеримыми целями являются следующие показатели:
- количество участников;
- приток новых участников;
- отток новых участников / отток участников, с которыми взаимодействуете уже давно;
- активность участников в вашей группе в социальной сети, мессенджере, мобильном приложении (часть сервисов приложения может быть бесплатной, чтобы привлечь пользователей), трафик на сайте (информационный портал, полезные советы, база знаний компании), количество посетителей в магазине;
- количество проведенных мероприятий (онлайн и офлайн) с числом участников и их отзывами;
- количество упоминаний в СМИ и крупных интернет-ресурсах;
- рост уровня продаж в рамках сообщества и по рекомендациям участников сообщества. Конечно же, для большинства предпринимателей данный пункт является главным, но чрезмерное давление может вызвать обратный эффект. Постарайтесь действовать аккуратно, через «сердечные продажи», с искренним интересом к клиентам вашего бизнеса.
4. Выполнить работы (мероприятия) согласно со стратегией и тактикой. Провести встречи, привлечь лидеров мнений. Не забывайте при этом, что всем нужны уважение и забота («Почему надпрофессиональные навыки (soft skills) стали так востребованы?», читайте по ссылке).
5. Оценить эффективность выполненных работ (мероприятий). Уточнить стратегию и тактику. Повторить вышеуказанные пункты по необходимости.
Читайте также "Внешнее сообщество. Алгоритм создания и развития - главное"
Community Canvas – сообщество и руководство к действию
Объем настоящей публикации не позволяет описать все вопросы подробно. Для более полной информации предлагаю ознакомиться с Community Canvas. Это руководство с набором форм, которые помогут вам создать новое сообщество и управлять им или анализировать и совершенствовать существующее. Опубликовано в 2017 году. Определяет основные темы, которые необходимо изучить при работе с сообществом, и помогает задавать правильные вопросы. Понятие «Сообщество» для каждого человека означает что-то свое. Этот инструмент был разработан с целью поддержать любого, кто руководит организацией, которая объединяет людей и позволяет им ощущать сопричастность чему-то. Не важно, что это – клуб выпускников, спортивный клуб, HR-департамент в компании или что-то еще. Сайт проекта https://community-canvas.org/ (есть перевод на русский язык).
Минимально жизнеспособное сообщество (MVC), пример заполнения формы Minimum Viable Community:
Маркетинг, психология. И клубный менеджмент
Методы работы с сообществами меняются, появляются новые. Однако многое остается без изменений: человеку нужно общение, люди хотят чувствовать свою сопричастность социуму и общему делу. Источников информации предостаточно: маркетинг, менеджмент, психология и так далее. Например, может быть полезен клубный менеджмент и информация о клубных системах.
Клубная система состоит из видения клубного проекта (club vision) – понимания того, чем клуб в будущем должен стать для инвестора и для его членов. Под это видение подстраивается вся клубная система. Миссия клуба может включать видение, дополняя его описанием того, как и какие услуги клуб предоставляет; клубную политику, определяющую, насколько клуб является открытым или закрытым; внутриклубные документы, описывающие принципы клубной политики и определяющие взаимоотношения в треугольнике «владелец – менеджмент – члены клуба»; членские категории и соответствующие взносы; регулярные клубные события той самой клубной жизни, которая объединяет членов клуба; стандарты обслуживания, доказывающие, что клуб – это высшая, наиболее персонифицированная форма в индустрии гостеприимства. Ассоциация Менеджеров Клубов США (CMAA) была создана в 1927 г. в Чикаго, когда количество различных клубов уже составляло около пяти тысяч.
Мое мнение
Все сейчас стремятся автоматизировать процессы, используя универсальные алгоритмы. Но у автоматизации и искусственного интеллекта есть границы возможностей – наверное, поэтому наблюдается такой повсеместный интерес к гибким навыкам. Это хорошо заметно в работе комьюнити-менеджера: успешно создать и развивать сообщество без гибких навыков нельзя. Человеческое общение, тепло, искренность, заботу нельзя целиком поместить в алгоритмы. А бренд компании не заменит личный бренд комьюнити-менеджера. Наконец на это стали обращать внимание, учитывать в деловой сфере. Что, безусловно, внушает некоторый оптимизм и надежду на светлое будущее. По моим прогнозам, в ближайшие 5-10 лет тренд на социальную ответственность и открытость в бизнесе будет усиливаться, в том числе с применением сообществ.
Текст статьи также размещен на сайте ГБУ "Малый бизнес Москвы".
Трансформация экономики и рынка труда продолжаются, тенденции будут усиливаться. Те, кто быстрее адаптируются к новым правилам, станут успешнее. Действуйте эффективно! Используйте максимум возможностей!
Наши публикации и методы обучения учитывают актуальные направления развития. Прокачивайте свои навыки в нашем Учебном центре «Деловое счастье» | dsprof.ru! Присоединяйтесь к сообществу экспертов Business Lead | 2lead.ru!
- Цифровизация – один из мощнейших инструментов и источник изменений. Цифровая экономика
- Почему сотрудники противодействуют автоматизации/цифровизации? Оптимизация бизнес-процессов
- Наблюдаемая населением инфляция - 2024, инфляционные ожидания - 2025
- Краткий обзор инфляции - декабрь 2024
- Краткий обзор инфляции - январь 2025