Коронавирус: статус нерабочих дней

Юридический консалтинг Менеджмент Кораблин Артём 08.04.2020
Так называемые «нерабочие дни с сохранением заработной платы» продлили в связи с карантином до 30 апреля. Сотрудников отправляют работать на дом, а работодатели обязаны платить им полную зарплату. Бизнес хватается за голову (и не только), однако остается открытым вопрос о самом статусе этих самых «нерабочих дней…».

Что написано в Указе Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»?

Читаем: «Установить с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы» (п.1). С чем ассоциация? С отпуском, данном случае — вынужденным. Однако продлены/установлены не выходные дни, а именно «нерабочие»…

Кроме Указа, по поводу каникулярных дней и зарплаты 7 апреля высказался Роструд (пока документа с разъяснениями нет), отметив, что «Поскольку нерабочий день не относится к выходным или нерабочим праздничным дням, оплата труда работников, которые продолжают работать в этот период, производится в обычном, а не повышенном размере». То есть действие статей 111 и 112 Трудового кодекса не распространяется на «эти дни»? Тогда что же представляют из себя эти вынужденные каникулы? Если мы говорим о продлении выходных дней (на что прямо должно было быть указано), то выход на работу в таких условиях возможен лишь в исключительных случаях, предусмотренных ст. 113 Трудового кодекса РФ: «Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях:

3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В нерабочие праздничные дни допускается производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ».

Но раз уж Роструд говорит о том, что нерабочие дни и дни выходные — это разные категории, тогда правовой статус «каникул» вообще непонятен.

Что говорит Трудовой кодекс относительно нерабочих дней?

Их всего 2 вида — это нерабочие (праздничные) дни и выходные дни. То есть, Указ устанавливает неизвестный законодательству вид режима отдыха? Получается так.

Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется в том числе указами Президента РФ. Однако согласно той же пятой статье «указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам».

При этом разъяснения Федеральной службы по труду и занятости РФ не поименованы как источники норм трудового права, и они не могут регулировать отношения в данной сфере, т.к. такие акты имеют рекомендательный и информационный характер, на что, в частности, указал Роструд в своем же письме № ПГ/13385-6-1 от 11.06.2019.

Что мы имеем в итоге и какое значение все это имеет для практики?

  1. По факту установлена нигде не предусмотренная категория нерабочих дней, что вносит только неопределённость в трудовые отношения.
  2. В силу прямого указания статьи 5 ТК РФ изданный указ Президента противоречит действующему законодательству, поскольку содержит в себе нормы трудового права, не соответствующие Трудовому кодексу.
  3. Данный указ может быть оспорен в порядке главы 21 КАС РФ.
  4. Т.н. «разъяснения» Роструда внесли лишь бОльшую неопределённость, чем была заложена в самом Указе.

Вывод: ждем разъяснений Верховного суда относительно данного Указа, и надеемся, что это будет полноценное правовое заключение, а не оправдание некоей административной воли, кроме того, совершенно нецелесообразной с учетом обстановки (если уж мы говорим о целесообразности), т.к. вследствие данных мер страдает прежде всего мелкий и средний предприниматель, что наводит на не очень хорошие мысли…


Мы используем cookie, чтобы предоставить вам наилучшие возможности на нашем сайте. Нажав OK, вы соглашаетесь с нашей политикой использования файлов cookie. OK