Как получить лицензию на пассажирские перевозки?

Юридический консалтинг Кораблин Артём 13.09.2019
Продолжая тему лицензирования отдельных видов деятельности, остановимся на пассажирских перевозках, поскольку с 2019 года вступили важные изменения, касающиеся данного вида деятельности.

Как уже говорилось в одной из предыдущих статей, лицензия – это особое разрешение уполномоченного органа государства на осуществление какого-либо рода деятельности. Касаемо вопроса пассажирских перевозок в данной сфере также действует законодательное регулирование, ведь речь идет, с одной стороны, об использовании сложных технических объектов, признаваемых законодательством и правоприменительной практикой источниками повышенной опасности для окружающих, с другой – о жизни и здоровье людей, которые перевозят, которых перевозят и которых пассажирский транспорт может касаться с какой-либо другой стороны (например, пешеходы).

Таким образом, перевозка пассажиров – это важное и ответственное дело, где помимо страхования жизни и здоровья пассажиров (согласно ст. 5 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»), необходимо получить спец. разрешение, прежде чем заняться такими перевозками.

Что случилось? (Из предыстории)

В настоящий момент действует Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. От 30.10.2018) «О лицензировании отдельных видов деятельности», который предусматривает виды лицензируемой деятельности, порядок приобретения лицензии и иные вопросы.

С 1 марта 2019 г. вступили в силу изменения в законодательство о лицензировании перевозочной деятельности, которыми ужесточились требования к перевозчикам.

Статья 12 ФЗ «О лицензировании», а именно пп. 24 п.1 в новой редакции звучит в данный момент следующим образом:

«1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования».

До марта этого года исключений по лицензированию было больше: не требовалось разрешительной документации на перевозки для собственных нужд и для работы по заказам (ранее приведенное положение звучало так: «24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»).

Таким образом, с марта 2019 года изменились правила лицензирования данного вида деятельности, и не в сторону их послабления. «За бортом» новых требований остаётся лишь специальный автотранспорт экстренных служб и перевозка по дорогам необщего пользования.

Что такое автобус?..

На практике может возникнуть вопрос относительно категорий транспорта, которым перевозят пассажиров, в данном случае – о понятии автобуса. Будет ли отнесена к такому транспорту, например, вахтовка, оборудованная сидячими местами для перевозки рабочего персонала? А бортовой грузовик, на котором поставили импровизированные скамьи вдоль бортов (по типу армейских тентованных УРАЛов для перевозки личного состава)?

Разбираемся.

Постановление Правительства РФ от 27.02.2019 N 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами») в п.3 раскрывает понятия, используемые в данном Положении, и относительно транспорта говорит следующее:

«автобус лицензиата» — транспортное средство категории M2 или M3, принадлежащее лицензиату на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды транспортных средств с экипажем), сведения о котором внесены в реестр лицензий на осуществление лицензируемого вида деятельности (далее — лицензия на лицензируемую деятельность), и используемое лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности;

«автобус соискателя лицензии» — транспортное средство категории M2 или M3, принадлежащее соискателю лицензии на лицензируемую деятельность (далее — соискатель лицензии) на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды транспортных средств с экипажем)».

И?..

Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств») в Приложении N 1 устанавливает Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие данного регламента», где в первом разделе говорится следующее:

«2.2. Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:

  • Категория M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.
  • Категория M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т».

Идентичное положение содержится в Постановлении Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», где в п. 2 общего раздела поименовано «»транспортное средство категории «M2» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения, и максимальная масса которого не превышает 5 тонн; «транспортное средство категории «M3» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения, и максимальная масса которого превышает 5 тонн».

Таким образом, необходимо смотреть международную классификацию ваших транспортных средств для целей лицензирования.

Что такое дороги общего пользования?

Под дорогами общего пользования, согласно статье 5 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимаются «2. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. «»3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.».

То есть, это практически все дороги.

Зачем это нужно?

Выходит, если заниматься перевозкой пассажиров автобусами почти что по любым дорогам, как ни крути потребуется лицензия.

Сведения о транспортных средствах нужно включить в особый реестр, иначе их запрещено использовать при перевозках. За использование нелицензионного транспорта грозит ответственность.

Требования к лицензиатам указаны в «Положении о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 N 195.

За выдачей лицензии необходимо обращаться в Ространснадзор и его территориальные органы.

Как это сделать?

Чтобы получить лицензию, необходимо уплатить госпошлину, подать документы в территориальное управление Ространснадзора и пройти проверки.

Заявление на выдачу подается по месту своей регистрации, в нём также указывается география осуществления деятельности.

Госпошлина за выдачу лицензии составляет 7 500 рублей и подлежит оплате до подачи основного пакета документов. На сайте Ространснадзора и его территориальных органов есть платежные реквизиты для оплаты пошлины.

У соискателя лицензии нет необходимости подавать документы об уплате госпошлины вместе с пакетом документов на получение лицензии. Однако документ, подтверждающий уплату пошлины, может потребоваться, если информация об уплате отсутствует в ГИС ГМП.

Для получения лицензии потребуются следующие документы:

1) само заявление о предоставлении лицензии.

В заявлении указываются, в частности, лицензируемый вид деятельности, реквизиты документов, подтверждающих соответствие лицензионным требованиям, реквизиты документа об уплате госпошлины (иные сведения, которые подтверждают ее уплату).

На необходимость получения лицензии в форме электронного документа надо указать в заявлении.

2) копии документов, которые подтверждают соответствие организации или ИП лицензионным требованиям. К таким документам относятся:

  • — документы, которые подтверждают, что организация (ИП) собственник (законный владелец) транспортных средств (например, договор купли-продажи, аренды, лизинга);
  • — регистрационные документы транспортных средств (например, свидетельства о регистрации), ПТС, диагностические карты;
  • — документы, подтверждающие, что организация (ИП) собственник (законный владелец) помещений и оборудования для проведения техобслуживания и ремонта транспорта (в частности, выписка из ЕГРН, договор аренды, договор купли-продажи оборудования), или копия договора со специализированной организацией на оказание таких услуг;
  • — диплом о высшем (среднем профессиональном) медицинском образовании специалиста, который проводит предрейсовые медосмотры, и удостоверение о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств» или договор на проведение таких осмотров с медицинской организацией (ИП), которая имеет соответствующую лицензию;
  • — документы, которые подтверждают квалификацию и стаж работы водителей (в частности, водительское удостоверение, трудовая книжка), а также прохождение ими медицинского освидетельствования (например, медицинское заключение).

3) опись прилагаемых документов.

При неправильном оформлении заявления или подаче неполного пакета документов, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления вручают (направляют) уведомление о необходимости в 30-дневный срок устранить нарушения и (или) представить отсутствующие документы.

Способы подачи документов следующие:

  • 1. В бумажном виде документы можно подать лично или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении.
  • 2. Электронные документы подписать усиленной квалифицированной ЭЦП и направить через портал Госуслуг или официальный сайт лицензирующего органа.

После принятия заявления и документов к рассмотрению лицензирующий орган в течение 45 рабочих дней проведет внеплановые проверки. Они могут быть:

  • А) документарными, в ходе которых проверят в том числе сведения, указанные в заявлении и поданных документах, на соответствие установленным требованиям и сведениям о вашей организации (ИП) в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • Б) выездными, в ходе которых проверят, есть ли, например, помещения, технические средства, оборудование, соответствующие лицензионным требованиям, а также подходящие работники.

Каждая из проверок может длиться не более 20 рабочих дней.

Если в результате проверок выявят несоответствие лицензионным требованиям или найдут в заявлении (прилагаемых документах) недостоверную или искаженную информацию, в предоставлении лицензии откажут.

Максимальный срок, который займет вся процедура оформления и выдачи лицензии — 48 рабочих дней со дня приема документов.

Решение о выдаче лицензии примут не позднее 45 рабочих дней со дня приема правильно оформленного заявления и полного комплекта документов. Его оформят приказом (распоряжением) одновременно с самой лицензией.

Лицензию выдадут в течение трех рабочих дней после ее подписания и регистрации в реестре.

Лицензию в бумажном виде вы можете получить лично в лицензирующем органе либо по почте заказным письмом.

Если вы запрашивали электронную лицензию, вам направят ее в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Выданная лицензия действует.

Если лицензии нет… но очень хочется…

Ответственность за ведение деятельности без лицензии установлена как административная, так и уголовная. Если коснуться первой, то она предусмотрена статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и говорит об осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (часть вторая статьи).

Также установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а также за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации, для пассажирских перевозок оно установлено действующим законом «О лицензировании…»в статье 19: «Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

  • 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства».

Более жесткая ответственность в виде уголовного наказания предусмотрена в статье 171 Уголовного кодекса РФ, в частности для тех, кто осуществляет свою деятельность без лицензии если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

автор: Кораблин А.И.


Мы используем cookie, чтобы предоставить вам наилучшие возможности на нашем сайте. Нажав OK, вы соглашаетесь с нашей политикой использования файлов cookie. OK