О новом механизме предварительного налогового контроля ФНС

Юридический консалтинг Немов Сергей 15.07.2016
В налоговом праве Российской Федерации появился институт предварительного налогового контроля (Федеральный закон от 01.05.16 № 130-ФЗ). Это новый для российских налогоплательщиков правовой механизм. Данный институт («налоговые рулинги», «advance tax ruling» или «advance ruling») уже успешно функционирует в зарубежных странах.

Правительство России обсуждало его введение довольно давно (Распоряжение Правительства от 10.02.14 № 162-р и п. 7.1 «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»). Чиновники рассчитывают, что предварительный контроль улучшит налоговое администрирование. Налогоплательщики получат возможность узнавать о налоговых последствиях планируемой сделки, что позволит снизить налоговые риски. Налоговые органы сократят издержки при проведении последующих проверок и борьбу с уклонением от уплаты налогов. Правительство считает, что институт предварительного налогового разъяснения улучшит инвестиционный климат в стране (сейчас это является одним из приоритетов государственной экономической политики).

Кто и как может применить

Правила новой формы налогового контроля описывает статья 105.30 НК РФ «Мотивированное мнение налогового органа». Получить мотивированное мнение могут только крупнейшие налогоплательщики, в отношении которых проводится налоговый мониторинг. Организация направляет запрос о налоговых последствиях по совершенной или планируемой сделке или по совокупности взаимосвязанных сделок (операций). Ранее такой возможности не было.

Запрос должен содержать:

  • - описание деловой цели, основных условий сделки (сделок);
  • - информацию о деятельности контрагентов, иных лиц и выполняемых ими функциях по сделке (сделкам), с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются;
  • - позицию организации по налогам и сборам в отношении сделки (сделок).К запросу налогоплательщик вправе приложить копии подтверждающих документов.

Срок подготовки мотивированного мнения по запросу организации составляет один месяц. Инспекторы могут продлить его еще на месяц для истребования документов.

О согласии или несогласии с мотивированным мнением налогоплательщик уведомляет инспекцию в течение одного месяца. Мотивированное мнение является обязательным для исполнения налоговыми органами и организацией за исключением случаев, когда мнение основано на неполной или недостоверной информации (1), на момент исполнения сделки законодательство изменилось (2).

Когда компания совершит сделки или операции, по которым были получены предварительные консультации, она должна направить в инспекцию еще одно уведомление. Сделать это нужно в течение месяца со дня начала совершения сделок. К такому уведомлению компания должна приложить документы, подтверждающие выполнение мотивированного мнения налоговой службы.

Налоговый орган уведомляет организацию о наличии (об отсутствии) невыполненных мотивированных мнений - не позднее 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.

Как это работает в зарубежных странах

За рубежом институт «advance tax ruling» существует уже много лет. Главное отличие западной практики в том, что получать предварительные разъяснения налогового органа могут не только крупнейшие налогоплательщики.

Так, на сайте налоговой службы Германии указано, что использование «advance ruling» (Verbindliche Auskunft) гарантирует налоплательщикам, бизнесменам и инвесторам юридическую безопасность по вопросу, который рассмотрен налоговым органом; если все условия из исходных данных заявителя реализованы.

Предварительный налоговый контроль осуществляет местное подразделение налоговой службы, если заявитель находится в Германии, или центральное налоговое управление, если заявитель находится за рубежом. В некоторых случаях местный налоговый орган составляет ответ на запрос по одному налогу (например, по НДС), а центральное налоговое управление – по другому (например, по налогу на прибыль). Требований к размеру компании-заявителя нет. Заявитель должен обосновать необходимость получения для него налоговых разъяснений. Налоговая служба имеет право решить, будет ли предоставлено разъяснение по запросу или нет. Главной целью запроса не может быть получение налоговых выгод, особенно уклонение от уплаты налогов. Предварительное мнение налогового органа может быть получено только в случае если большая часть операций (сделок) еще не выполнена, то есть заявитель еще может что-то поменять. Если операции (сделки) выполнены, то оценка налоговых последствий осуществляется в порядке обычного последующего контроля. Мнение налогового органа может быть оспорено заявителем.

В США правила различаются в зависимости от штата. Например, в штате Вашингтон за предоставление предварительных налоговых разъяснений («binding tax rulings») отвечает подразделение Департамента государственных сборов. Разъяснение обязательно как для налогового органа, так и для налогоплательщика, если он идентифицирован. Если налогоплательщик не идентифицирован, разъяснения носят информационный характер. Требований к размеру компании-заявителя нет.

При составлении разъяснения Департамент использует следующие источники информации:

  • - запрос налогоплательщика;
  • - сайт налогоплательщика;
  • - база данных Департамента;
  • - иные источники (если требуется).

Срок подготовки разъяснений – 10 рабочих дней, в сложных случаях может быть увеличен до 30 рабочих дней. Департамент не предоставляет консультаций, как оптимизировать налоги. Налогоплательщик обязан направить с запросом полную информацию об имеющихся обстоятельствах. Если позже в ходе проверки налогоплательщика выяснится, что данные об обстоятельствах не соответствовали фактам, разъяснение Департамента утрачивает силу. Налогоплательщики должны периодически совместно с Департаментом подтверждать действительность полученных разъяснений, которые могут утратить силу из-за изменения фактических обстоятельств или норм права.

Информация ФНС России "Налоговая политика и практика: о порядке вступления в режим налогового мониторинга в 2020 году" 

До 1 октября 2020 года можно подать заявление о переходе на налоговый мониторинг с 2021 года
Направить такое заявление в этом году можно в электронном виде.
Одновременно с заявлением необходимо направить следующие документы:
- регламент информационного взаимодействия;
- информацию о взаимозависимых лицах;
- учетную политику для целей налогообложения;
- внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.
Подтверждающие документы должны содержать только данные налогоплательщика и ссылки на его конкретные внутренние документы и положения.
Сейчас к налоговому мониторингу могут присоединиться организации, чей объем годовых доходов составляет 3 млрд руб., активов - 3 млрд руб., а совокупная сумма исчисленных за год налогов - 300 млн руб.

При этом Концепцией развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р, предусмотрено дальнейшее снижение критериев: с 2022 года в мониторинг смогут войти компании с объемом годовых доходов 1 млрд руб., активов - 1 млрд руб. и совокупной суммой уплаченных за год налогов - 100 млн руб.


Статья Сергея Немова "Налоговые рулинги как новый вид налогового контроля ФНС" была размещена в журнале "Арбитражная налоговая практика" (№ 9, 2016):



Мы используем cookie, чтобы предоставить вам наилучшие возможности на нашем сайте. Нажав OK, вы соглашаетесь с нашей политикой использования файлов cookie. OK