Попадают ли самозанятые под Закон «О защите прав потребителей»?

Юридический консалтинг Костякова Светлана 18.02.2022

Новый налоговой режим, который сейчас является одним из самых популярных и находится у всех на слуху – тема, на мой взгляд, достаточно интересная и одна из причин этому - отсутствие  урегулирования на законодательном уровне ряда моментов, связанных с данным нововведением (и так как данный режим является экспериментальным это не вызывает большого удивления).

Совсем недавно мне довелось столкнуться с одним из таких на практике. Если не даваться глубоко в подробности, то суть спора заключалась в том, что физ. лицо заключило договор о возмездном оказании услуг с другим физ. лицом, имеющим статус самозанятого, а через определенный промежуток времени у Заказчика возник ряд вопросов к Исполнителю в отношении качества оказываемых им услуг. В своем ответе на претензию, поступившую к нему со стороны Заказчика, Исполнитель мотивировал свой отказ от удовлетворения требований Заказчика в претензионном порядке тем, что на него Закон «О защите прав потребителей не распространяется», так как он зарегистрирован не в качестве ИП, а имеет статус самозанятого.

Как быть в такой ситуации? Для начала обратимся к самому закону.

Обратимся к самому закону Действительно, напрямую в Законе «О защите прав потребителей» о распространении  его действия на лиц, зарегистрированных в качестве самозанятых, на данный момент ничего не сказано. Однако из абз. первого  преамбулы Закона следует, что: «Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав».

В Законе также закреплено, что исполнителем следует считать организацию независимо от ее организационно-правовой формы, а также ИП, выполняющих  работы или оказывающих услуги потребителям по возмездному договору;

Таким образом, проанализировав все вышесказанное, действительно, первоначально можно сделать вывод, что к самозанятым нормы данного Закона не применимы.

Однако есть еще и п. 4 ст. 23 ГК РФ где сказано, что если гражданин оказывающий услугу или продающий товар фактически действует как предприниматель, то он не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. И отсюда уже следует противоположный вывод: Заказчик имеет право предъявлять требования Исполнителю (самозанятому), на основании Закона «О защите прав потребителей».

Итог: у нас действительно есть два противоположных друг другу варианта.

Вот такая неоднозначная ситуация получается. Что же касается моего мнения по данному вопросу, то на мой взгляд руководствоваться Законом «О защите прав потребителей» в данной ситуации все же стоит. Почему?

  1. Потому, что прямой запрет на данный момент законодательно не закреплен.
  2. Есть п.4 ст. 23 ГК РФ.
  3. Есть ряд пояснений на официальном сайте ФНС касательно особенностей статуса самозанятого. По мнению ФНС, под действие закона «О защите прав потребителей» попадают все лица, которые производят и продают товары, а также оказывают услуги. Следовательно, действие закона о правах потребителей распространяется и на самозанятых.

А вообще, дабы не гадать, будем надеяться, что в скором времени данный вопрос будет урегулирован законодателем и на один пробел в законодательстве станет меньше.


Мы используем cookie, чтобы предоставить вам наилучшие возможности на нашем сайте. Нажав OK, вы соглашаетесь с нашей политикой использования файлов cookie. OK